Стандарты обслуживания в магазине одежды
Российские стандарты обслуживания закреплены ГОСТ Р 51303-99.
Обслуживание предполагает наличие двух сторон – продавца и клиента, это процесс взаимодействия, где действия продавца направлены на выявление и удовлетворение потребностей клиента в ходе выбора товара и оформления покупки.
Но на этом взаимодействие не заканчивается, поскольку согласно ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель имеет право в течение 14 дней, не считая дня покупки, сдать, обменять товар надлежащего качества без объяснения причин (если данный товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату).
Отсюда видно, что процесс обслуживания условно делится на три стадии
1. Сервис в процессе выбора
- Личная презентация
- Помощь в примерке
- Подгонка по фигуре
- Заказ по каталогу
- Оформление заказа на индивидуальный пошив выбранной модели
- Консультация стилиста
- Шопинг со стилистом
- Подарочная упаковка
- Кредит
- Рассрочка
- Бесплатная доставка до машины
- Бесплатная доставка по адресу
3. Постпродажный сервис
- Удобный возврат/обмен. Некоторые магазины используют практику возврата в течение любого периода, не ограничиваясь ФЗ «О защите прав потребителей»
- Бесплатный ремонт в течение определённого срока
- Оповещения о скидках/акциях
- Оповещения о закрытых мероприятиях
- Поздравления/подарки/скидки во время общегосударственных праздников
- Поздравления/подарки/скидки во время личных дат и т.д.
Размер пакета сервисных опций задаёт выбранный магазином формат обслуживания, от этого параметра зависит перечень функциональных полномочий продавцов и сервисных услуг. Формат, в свою очередь, обусловлен выбором целевой аудитории.
Рассмотрим наиболее распространённые сервисные модели.
1. Самообслуживание. Такая модель распространена в магазинах концепции fast fashion и ориентирована в большей степени на самостоятельный выбор покупателей со средним/ниже среднего уровнем дохода, т.е. нацелена на работу с массовым потребителем и большим потоком клиентов. Магазины предлагают ограниченный набор сервисных услуг. Со стороны продавца предполагается:
- своевременная выкладка товара
- консультация
- контроль за сохранностью товара
Оформление сделки купли-продажи осуществляется продавцами-кассирами.
Данный формат выбирают также многие сетевые магазины средней ценовой категории с большим потоком клиентов и высоким оборотом. В основном это зарубежные торговые марки с устойчивым положением и большой сетью, имеющие возможность компенсировать падение продаж в одних точках за счёт более рентабельных, тем выравнивая баланс. Сервисный пакет у данных марок может быть немного расширен.
2. Традиционный формат обслуживания (его ещё называют индивидуальным или обслуживанием через прилавок) предполагает осуществление продавцом-консультантом полного спектра функций:
- встречу
- выявление потребностей
- презентацию товара
- помощь в выборе и консультацию
- упаковку и оформление сделки купли-продажи
Как правило, его предпочитают магазины средней/высокой ценовой категории, ориентированные на клиентов со средним/выше среднего уровнем дохода, для которых важным критерием выбора являются не только качество продукции, но также комфорт и индивидуальный сервис. Что повышает требования к оформлению магазина и обязывает продавцов хорошо знать ассортимент, отличительные характеристики/коллекции брендов, уметь ненавязчиво выяснить потребности, быстро подобрать нужную вещь/предложить альтернативу, составить комплект из имеющегося ассортимента, владеть техникой быстрых продаж, скриптами, техникой продажи цены, использовать инструменты продажи сопутствующих товаров (cross-sell), инструменты допродажи (up-sell)… Магазины с данным форматом могут предлагать постоянным клиентам, представляющих ядро целевой аудитории, широкий набор сервисных услуг, включая в качестве дополнительной услуги бесплатную консультацию стилиста. Такой подход при грамотном, ненавязчивом подходе помогает улучшить качество обслуживания и, как результат - повысить средний чек и размер выручки даже при отсутствии высокого потока посетителей.
По данной системе работает сеть розничных магазинов российской торговой марки ЕМКА.
Данный формат любят несетевые мультибрендовые магазины, дизайнерские монобрендовые салоны, не только демонстрирующие образцы моделей, но и предлагающие индивидуальный заказ/пошив по каталогу. Магазины используют расширенный пакет сервисных инструментов и предлагают услуги продавцов – стилистов.
Итог. Основной тон выбору формата обслуживания и набору сервисных опций задаёт целевая аудитория региона и её покупательские возможности. Хорошо зная запросы и возможности своих потребителей, магазин сможет грамотно составить набор основных и дополнительных опций и таким образом сбалансировать свои интересы с интересами клиентов.
Уважаемые коллеги!
Российская торговая марка женской модной одежды ЕМКА приглашает к сотрудничеству оптовиков, владельцев мультибрендовых магазинов и предпринимателей, желающих открыть монобрендовый магазин модной женской одежды по франшизе. С условиями можно ознакомиться на странице СОТРУДНИЧЕСТВО.
Контакты